ФЭНДОМ

Любая развивающаяся цивилизация постоянно требует новых ресурсов. В поисках ресурсов ей приходится захватывать и/или осваивать все новые и новые пространства. Но раньше или позже, ее экспансия наталкивается на такое географическое или пространственное препятствие (океан, пустыня, горы, межпланетное пространство, межзвездное пространство и т.п.), преодолеть которое при имеющемся уровне техники эта цивилизация не в силах (цивилизация не располагает необходимыми для этого колесницами, пароходами, самолетами, ракетами, звездолетами и т.д.). Такое географическое или пространственное препятствие называется барьером роста. Столкнувшись с барьером роста, цивилизация может попасть в ловушку ограниченных ресурсов.[1]

Межконтинентальный барьер роста Править

Так называемое "мрачное средневековье" во многом было вызвано тем, что античный мир в результате долгого роста достиг рубежей по тому времени непреодолимых - на севере полярные льды, на юге пустыня Сахара, на востоке степи, населенные воинственными кочевниками, и, наконец, на западе Атлантический океан. Цивилизация оказалась перед тем, что я называю "барьером роста" . В данном случае - межконтинентальным барьером роста.

Как и всякая другая предбарьерная эпоха , этот период характеризовался чрезвычайно низкими темпами развития техники, и строгой регламентацией всех сторон жизни, в данном случае осуществлявшейся католической церковью. Как всегда, выход из самоподдерживающегося состояния информационного равновесия стал возможен лишь благодаря воздействию извне - в данном случае, благодаря просочившимся в Европу из арабского мира научным знаниям, и изобретениям, привезенным купцами с Дальнего Востока (плавание Колумба было бы невозможно без компаса, изобретенного в Китае, но долгое время остававшегося неизвестным для европейцев).

Но когда каравеллы Колумба наконец взяли барьер разделявший континенты, начался новый период бурного роста. Благодаря этому росту повысился уровень жизни, но также возросла и сложность вставших перед европейской цивилизацией задач. Люди, воспитанные в средневековой традиции конформизма и коллективизма, привыкшие мыслить стандартно, не соответствовали уровню сложности новой эпохи. Новая эпоха востребовала предприимчивых и самостоятельных личностей, с ярко выраженной индивидуальностью. Несмотря на сопротивление католической церкви, люди назвавшие себя "гуманистами" впервые смогли открыто провозгласить право человека на свободное развитие его личности. Свободомыслие гуманистов раскрепостило умы, скованные средневековым тоталитаризмом и подготовило почву для признания в качестве единственно надежного метода познания научного метода познания, основанного на эксперименте, а не на освященных церковью мнениях авторитетов. Широкое применение научного метода на практике привело к тому, что технический прогресс стал самоподдерживающимся процессом.(поддерживающимся за счет непрерывного нарушения информационного равновесия в системе "человек-природа" - см. статью "Покорение природы"). Таким образом, преодоление европейской цивилизацией межконтинентального барьера роста привело к возникновению гуманистической цивилизации.[2]

Межпланетный барьер ростаПравить

К началу ХХ-го века в основном сложилась единая общемировая цивилизация . Практически все природные ресурсы планеты Земля были к этому моменту уже поделены между отдельными странами и даже начались попытки их передела (1-я мировая война). Выход к ресурсам других планет при тогдашнем уровне ракетной техники был в принципе невозможен. Это была типичная ситуация предбарьерной эпохи : нехватка ресурсов при отсутствии технической возможности преодолеть барьер роста и выйти к новым ресурсам. Поскольку по другую сторону барьера находился ближний космос - система с весьма хорошо предсказуемым поведением (за исключением лишь непредсказуемых падений метеоритов) возникла реальная опасность того, что человечество придет в состояние информационного равновесия с окружающей его средой. И в самом деле, в этот период появились крупные монополии - реальная сила, способная остановить технический прогресс , а также ввести жесткую регламентацию в жизнь общества, создавая с помощью рекламы и массовой культуры стандартных потребителей своей стандартной продукции - стандартизация и централизация производства позволяют экономить скудные ресурсы. Двадцатый век стал эпохой тоталитаризма - доведенной до предела регламентации жизни.

К счастью (впрочем, было ли это счастливой случайность, или же проявлением каких-то, пока еще неизвестных нам, законов саморегуляции сверхсложных систем - сказать пока невозможно), в 1917 году единая мировая цивилизации раскололась на две цивилизации - западную и советскую . Соревнование этих двух систем привело к их взаимной эволюции . Благодаря противостоянию этих двух цивилизаций произошло резкое ускорение темпов технического прогресса, известное как Научно-техническая революция . В частности была создана ракетно-космическая техника, в принципе позволяющая начать освоение космических ресурсов.[3]

Межзвездный барьер ростаПравить

Расстояние между звездами на много порядков превышает расстояния между планетами (расстояние между самыми удаленными планетами в солнечной системе свет проходит за несколько часов, а от солнца до ближайшей звезды свет идет десять лет). Для путешествий от звезды к звезде потребуется принципиально иная технология, и поэтому цивилизация, успешно преодолевшая межпланетный барьер роста , и освоившая ресурсы своей планетной системы, на новом витке истории может снова столкнуться с барьером роста , на этот раз межзвездным.

Основная проблема заключается в чрезвычайно большой продолжительности межзвездных перелетов, уменьшить которую невозможно из-за невозможности двигаться со скоростями превышающими скорость света. Решение этой проблемы может заключаться либо в достижении бессмертия , либо в кардинальном пересмотре самой концепции перелета, а лучше всего и в том и в другом.[4]

ИсточникиПравить

  1. Лазаревич А.,"Ключ к Будущему:Гипертекстовая футурологическая энциклопедия", 1998 г.