ФЭНДОМ

В зависимости от активности системы возможны два типа ее эволюции, значительно различающиеся по скорости.

В первом случае система пассивна, и лишь приспосабливается к нарушению информационного равновесия, вызванному самопроизвольными изменениями внешней среды. При этом темпы развития системы определяются скоростью процессов во внешней среде, и от самой системы не зависят. Так обычно эволюционируют биологические виды - изменения в окружающей среде (геологические, климатические) заставляют виды развиваться, однако, поскольку скорость геологических и климатических процессов очень мала , то и биологическая эволюция движется медленно (как показывает практика селекционеров, биологические виды в принципе могли бы развиваться в сотни раз быстрее, чем это наблюдается в природе.) Во втором случае система активна, т.е. способна сама существенно изменять внешнюю среду. После каждого такого изменения, система оказывается в фактически новой среде, к которой надо заново приспосабливаться. Приспосабливаться - значит искать равновесия, однако полное информационное равновесие не всегда достижимо. Пытаясь найти новое положение равновесия, система часто находит его лишь по некоторым параметрам, нарушая в ходе поисков равновесие по другим. Реагируя на это нарушение, среда снова изменяется. Система опять вынуждена приспосабливаться, что может еще раз вызвать изменения в среде. Так может повторяться бесконечное число раз. В этом случае процесс развития становится самоподдерживающимся. Скорость его не привязана к скорости самопроизвольных процессов во внешней среде, и потому может быть очень большой. Поскольку в ходе такой эволюции ускоренно развивается не только сама система, но и окружающая среда, можно говорить о взаимной эволюции. Примером взаимной эволюции является процесс происхождения человека, всегда изумлявший биологов своей необычайной быстротой. [1]

См. такжеПравить

ИсточникиПравить

  1. Лазаревич А.,"Ключ к Будущему:Гипертекстовая футурологическая энциклопедия", 1998 г.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики