ФЭНДОМ

По отношению к обществу нельзя принять свойства живого организма в неизменной форме, поскольку такой подход приведет к снижению его качественного уровня исходя все из того же закона «Перехода количественных изменений в качественные». Переходу из уровня высшей организации «Общество» на уровень низшей организации «Субъект», что не допустимо, хотя может быть эволюционно оправданно в некоторых случаях (например угроза полного физического уничтожения общества, столкновение с другим обществом). В тоже время нельзя ставить интересы отдельной личности выше интересов общества, поскольку в этом случае так же наблюдается снижение уровня организации по аналогии с вышеизложенным. Немаловажным аспектом является вопрос общественной эволюции. Эволюция – это процесс, в ходе которого проходит естественный отбор, приводящий не столько выживанию наиболее развитых, сколько наиболее приспособленных. Это, как отмечалось выше, ведет к систематической необходимости эволюционной мобильности общества. К сожалению, такая мобильность зачастую приводит к потере уровня организации, и как следствия, дегенерации общества. Кроме этого, естественная эволюция общества предполагает прохождение кризисных этапов и разрушительных бифуркационных точек. Из этого следует, что от естественной эволюции общества, которая предполагает большую продолжительность процесса эволюции и частые кризисные процессы, необходимо перейти к искусственной эволюции общества, которая исключит из процесса эволюции неблагоприятные факторы, связанные с процессом естественного развития. Еще один довод в пользу искусственной эволюции общества – тот факт, что человеческое общество имеет ноогенный характер, то есть его члены, в отличие от, скажем, представителей пчелиной семьи или муравьиной колонии, обладают высоким интеллектом, самосознанием, уникальными творческими способностями, не присущими не одному другому известному виду и объединяемых общим термином «разум». Благодаря наличию такого уникального приспособления, человек способен как на индивидуальном, так и на общественном уровне взять в руки эволюцию окружающей среды и себя. Эта уникальная особенность привела к формированию особого, не до конца изученного уровня существования человеческого общества известного как ноосфера (сфера разума) или техносфера (сфера умений, осознанной деятельности, технологий, что, как видно из вышеизложенного, практически одно и то же). Впервые, представление о ноосфере, как об одной из так называемых «географических оболочек» Земли ввел украинский ученый Владимир Иванович Вернадский. В отличие от других географических оболочек, где эволюция вещества происходит естественным путем, то есть через метод оптимизации и диалектического синтеза, в ноосфере эволюция начала подчинятся потребностям и воле человека, благодаря тому, что он осуществляет осознанную хозяйственную деятельность и осознанный искусственный отбор – выбор объектов с искомыми или заданными характеристиками. Ноосфера, в тоже время, не отделена от остальных географических оболочек, таких как биосфера, атмосфера, мезосфера, гидросфера, а включает все географические оболочки. Из вышеизложенного следует два важных вывода: 1)Человек, благодаря своему разуму, помимо естественной эволюции, основанной на оптимизации (методе проб и ошибок), приобрел возможность влиять на себя и окружающую среду, проводя, таким образом, искусственную эволюцию, основывающуюся уже на эвристическом методе принятия решений. 2)Из-за взаимосвязанности всех географических оболочек и включения всех их ноосферой, необдуманная деятельность человека может вести к негативным последствиям для всей системы географических оболочек (биогеоценоза), что требует от каждого члена человеческого общества и от общества в целом осознанного отношения к используемым ими ресурсам.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики