ФЭНДОМ

Прогре́сс (лат. progressus — движение вперёд, успех) — направление развития от низшего к высшему, поступательное движение вперед, к лучшему. Противоположность — регресс. Социальный прогресс - глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от примитивных состояний (дикости) к вершинам цивилизованного состояния, основанного на высших научно-технических достижениях являющихся основой политико-правовых и нравственно-этических достижений; использование передовых достижений науки и техники, технологии в производстве с целью повышения эффективности и качества производственных процессов, лучшего удовлетворения потребности людей.

Прогрессом можно называть только такое развитие, при котором возрастает число возможностей, открытых перед людьми, или, иными словами, при котором возрастает степень их свободы . Если принять такое определение прогресса, то прилагательное "технический" перед словом "прогресс" становится избыточным, поскольку только технический прогресс является истинным прогрессом. Так называемый "моральный прогресс", при котором человек накладывает на свое поведение дополнительные ограничения, или "социальный прогресс", при котором все больше проблем стоящих перед обществом начинают решаться социально-психологическими способами, не могут считаться настоящим прогрессом, ибо ведут к ограничению свободы.

Теоретически, любая новая технология или изобретение могут увеличить число возможностей открытых перед человеком, однако на практике, его способность воспользоваться этими возможностями зависит от социальных условий. В свою очередь, социальные условия определяются той техникой, которой в данный момент располагает общество (например, различия между современным обществом и обществом первобытных людей предопределены различиями в производственной, транспортной и информационной технике, которыми эти общества располагают). Поэтому неудивительно, что из-за обратной связи через социальные условия, некоторые технологии и изобретения способны стать тормозом технического прогресса. Например, ресурсосберегающие технологии , загоняющие человечество в ловушку ограниченных ресурсов. С другой стороны, такие технологии, как технология освоения космоса, или технология бессмертия , способны вызвать такие изменения в обществе, которые будут способствовать превращению технического прогресса в самоподдерживающийся процесс .

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики