ФЭНДОМ

Ра́зум (лат. ratio), ум [1] — философская категория.

  • основа синтезирующей творческой деятельности, создающая новые идеи, выходящие за пределы сложившихся систем, дающая способность открывать и целеполагать[2] (способность комбинировать полученные знания и создавать новые знания)
  • высшая, существенная для человека, как такового, способность мыслить всеобще, способность отвлечения и обобщения, включающая в себя и рассудок[3]
D6c9fd4b0816

Широко распространенная точка зрения, что разум помогает приспособиться к окружающей среде явно ошибочна - стоит только взглянуть на миллионы биологических видов не наделенных никаким разумом, которые однако прекрасно приспособились к окружающей их среде (экологической нише) и существуют уже в десятки, а то и в сотни раз дольше, чем сравнительно молодой род человеческий, который постоянно балансирует на грани коллективного самоубийства. Они сумели войти в самоподдерживающееся состояние информационного равновесия с окружающей их средой - и именно благодаря тому, что у них нет разума, который мог бы "раскрутить" самоподдерживающийся процесс взаимной эволюции.

Если разум и нужен для приспособления к какой-либо среде, то только к той среде, которую он сам же для себя и создал, т.е. к среде очень сложной и быстро эволюционирующей - фактически к искусственной среде (например, важнейший признак разума - речь - нужна для того, чтобы приспособиться к жизни в обществе, но ведь само общество - в отличии от стада - есть порождение разума).

Разум не дает биологическому виду никаких преимуществ в относительно краткосрочной перспективе (несколько десятков или сотен миллионов лет), даже наоборот, быстрораскручивающийся процесс взаимной эволюции человечества и окружающей его искусственной среды может привести их обоих к катастрофе. Однако этот же процесс эволюции дает шанс стать завтра немного разумнее чем сегодня, и потому в долгосрочной перспективе (миллиарды лет) разумный вид имеет больше шансов остаться в живых, чем неразумный (например, через десять миллиардов лет должно погаснуть Солнце - для неразумных это гарантированный конец, для человечества же эта проблема к тому времени, по-видимому,будет уже разрешена).

Главное отличие разумной жизни от неразумной состоит в том, что неразумная жизнь приспосабливается к Природе, а разумная наоборот, приспосабливает Природу к себе, покоряет Природу.[4]

Законы развития разума Править

Д.Д.Данном и Д.Ле-Контом сформулированно обобщение известного как «Принцип цефализации». В нем отмечается тот факт, что эволюция происходит в направлении усовершенствования нервной системы.

Stupeni cefalizacii

Ступени цефализации животных

В.И.Вернадский вывел два фундаментальных закона (сам он назвал их «принципами») развития биосферы.

Первый биогеохимический закон — биогенная миграция химических элементов в биосфере стремится к своему максимальному проявлению. Анализ геологических данных показывает, что распространение жизни, живых существ (давление жизни) неуклонно нарастает. Живые организмы способны занимать самые различные экологические ниши, сохраняться в самых неблагоприятных условиях (в горячих и серных источниках, на дне океанов, на ледниках). Это дало основание говорить о «всюдности» жизни (термин Вернадского).

Второй биогеохимический закон — эволюция видов, приводящая к созданию форм жизни, устойчивых в биосфере, должна идти в направлении, увеличивающем проявление биогенной миграции атомов в биосфере. Согласно этому закону, в биосфере право на жизнь получают только виды, необходимые самой биосфере для выполнения определённых функций и усиления тем самым биогенной миграции химических элементов.

По законам Вернадского, биосфера на определённой стадии своего развития преобразуется в сферу разума — ноосферу.[5]

Предполагаемое предназначение разумной жизни Править

Из вышесказанного можно вывести предположение о предназначении разума:

  1. Распространять жизнь за пределы биосферы Земли вместе с расширением техносферы.
  2. По возможности сохранять разнообразие биосферы, что обусловлено ее исключительностью.

Важно отметить что сохранение разнообразия возможно исключительно путем расширения техносферы, тогда как прекращение этого процесса и задержка в пердбарьерной эпохе однозначно ведет к сокращению биологического разнообразия.

Дополнительные материалы (прочитать и добавить) Править

http://fan.lib.ru/z/zharow_a/2050buduschee.shtml

ИсточникиПравить

  1. http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00082/19200.htm
  2. http://bse.sci-lib.com/article095589.html
  3. http://slovari.yandex.ru/dict/brokminor/article/33/33764.html
  4. Лазаревич А.,"Ключ к Будущему:Гипертекстовая футурологическая энциклопедия", 1998 г.
  5. http://vernadsky.lib.ru/e-texts/archive/noos.html

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики