ФЭНДОМ

Любую проблему, стоящую перед цивилизацией можно решить двумя путями:

1) С помощью разработки новой техники, которая позволяет по новому организовать взаимоотношения между человеком и природой, и снять некоторые ограничения наложенные на человека природой. В свою очередь это позволяет также снять некоторые ограничения, вынужденно накладывавшиеся на человека обществом ранее, до появления новых технических возможностей. Можно сказать, что путь технического решения проблем - это путь к свободе через технический прогресс.

2) Но ту же проблему обычно можно решить, наложив на поведение людей дополнительные ограничения. Социально-психологическое решение проблем - это путь ко все большей и большей несвободе.

Важно также отметить, что социально-психологическое решение проблем ведет общество к застою, в то время как техническое решение проблем стимулирует ускоренное развитие цивилизации, поскольку техническое решение какой-либо проблемы, как правило, тут же порождает огромное число новых проблем, также требующих незамедлительного решения. Иными словами, нарушение информационного равновесия между цивилизацией и Природой (а именно таким нарушением является любое техническое изобретение) раскручивает самоподдерживающийся процесс их взаимной эволюции .